↑ вверх
Путину понадобилось молодёжное движение

Создать специальное движение в рамках Русского географического общества (РГО) предложил президент страны Владимир Путин. С такой инициативой глава государства выступил на его заседании попечительского совета организации. Сам президент, являющийся также главой этого совета, счёл такое предложение «очень интересным».

По его словам, молодёжное крыло РГО «могло бы поддержать и подставить плечо российским организациям детей и подростков, чья деятельность связана с тематикой общества, например краеведческим, историческим, туристическим клубам». Путин отметил, что молодёжь объединится «вокруг действительно полезных и содержательных инициатив». Кроме того, именно в движении должна появиться смена нынешнему составу РГО.

Таким образом, уверен президент, на этот раз удастся избежать «ситуации 1990-х годов, когда общество (РГО) почти уже кануло в Лету». Взяться за работу по организации молодёжного движения Владимир Путин предложил региональным отделениям РГО, передаёт РБК.

Детские организации современной России

Дети в пионерском лагере «Артек» (1979)
Фотохроника ТАСС

Де́тские организа́ции совреме́нной Росси́и — совокупность различных общественных организаций, объединений и неформальных сообществ граждан Российской Федерации в возрасте до 18 лет.[1]

Описание

Современные детские организации различны по форме, структуре, степени скоординированности, целям, содержанию и направлениям деятельности.[2] Детские организации условно можно разделить на общественные и неформальные.[3][4]

Детские общественные организации часто предполагают сложную структуру и документальное оформление, разработку устава, создание системы руководящих органов. К общественным организациям относятся ассоциации, федерации, союзы, лиги, фонды и т. п.[3] Неформальными организациями называют стихийно возникающие группы детей. Как правило, но не всегда они стоят в стороне от общественных проблем, часто возникают на основе любительских интересов или групп интересов, развлекательных предпочтений. Есть и антисоциальные неформальные организации, например криминальные группировки, хулиганские шайки и пр.[4]

Границы понятий «детский», «подростковый» и «юношеский» определяют по-разному. В современной педагогике и возрастной психологии исследователи наиболее часто выделяют детство (ранее, дошкольное, младшее школьное) — возраст с 1 года до 10—12 лет,[5] подростковый возраст с 11—12 до 15—16 лет[6] и раннюю юность с 15 до 18 лет.[7] Однако Конвенция ООН о правах ребёнка[1] и конституция Российской Федерации[8] считают детьми всех граждан от рождения до 18 лет — именно в 18 лет наступает гражданское совершеннолетие. Поскольку детские организации относятся к сфере общественной деятельности, к ним применяют юридическое определение детского возраста — до 18 лет.[9]

История

До революции

В конце XIX века в России стали появляться первые детские внешкольные объединения.[10] Представители интеллигенции создавали кружки, клубы, спортивные площадки и летние оздоровительные колонии для детей из бедных семей, многие из которых не посещали школу, а работали на производстве.[11] К 1917 году в России было 17 значительных детских организаций.[12]

Майские союзы

На рубеже XIX и XX веков в зарубежной Европе активно действовали Майские союзы по охране птиц и животных,[13][14] идею создания которых предложил финский сказочник Захарий Топелиус (Zacharias Topelius).[15] В собственно России первый Майский союз был организован в мае 1898 года в селе Елисаветино Псковской губернии вернувшейся из Великого княжества Финляндского помещицей Е. Е. Вагановой.[15]

Благодаря публикациям в детских журналах, уже через год Майские союзы стали создаваться на базе многих российских школ и объединять детей 9—11 лет. Эмблемой союза была летящая ласточка.[16] Движение детских Майских союзов по охране и защите птиц после Октябрьской революции прекратилось, но идею охраны птиц подхватили организации «юных натуралистов» (юннатов).[16]

Сетлементы

В начале 1900-х годов в Москве, Санкт-Петербурге, Томске и других городах получило распространение международное движение сетлементов,[17] посёлков культурных людей среди бедного населения (от англ. settlement), зародившееся в 1860-е годы в Англии.[18] В Москве общество «Сетлемент» организовал в 1906 году педагог Станислав Шацкий.

В 1908 году общество было закрыто полицией за пропаганду социализма среди детей, а в 1909 году возобновило работу под названием «Детский труд и отдых».[19] Общество занималось организацией дополнительного образования, детских клубов и мастерских, загородной летней трудовой колонии «Бодрая жизнь».[17]

Скауты

Однако официальной датой основания детского движения в России принято считать 30 апреля 1909 года.[20] В этот день в Павловске под Петербургом гвардейский офицер Олег Пантюхов организовал первый российский отряд скаутов.[21][22] Движение скаутов было основано в Великобритании в 1907 году Робертом Баден-Пауэллом (Robert Baden-Powell). Его книга-учебник скаутинга «Юный разведчик» (англ. «Scouting for boys») была издана в России в 1908 году.[23]

Движение скаутов стало первым массовым детским движением в России. Наиболее интенсивно оно развивалось в годы Первой мировой войны. Осенью 1917 года насчитывалось 50 тыс. скаутов в 143 городах России.[21] В 1910 году Баден-Пауэлл приезжал в Россию и беседовал о перспективах скаутинга с императором Николаем II.[23] Скаутом был и царевич-наследник Алексей.[21] В 1926 году, однако, скаутские организации были официально запрещены — им пришли на смену пионеры.[11]

Первый отряд московских пионеров (1922)
Фотохроника ТАСС

СССР

Для воспитания пролетарских детей в первые дни после революции 1917 года в различных городах страны стали создаваться детские клубы. Зародилась система внешкольного воспитания. Были открыты детские художественные и спортивные школы, станции юных натуралистов и юных техников. Дети становились активными участниками многих общественно-политических явлений.[10][24]

Возникновение пионерии

Осенью 1918 года была создана детская организация юных коммунистов (ЮКов), но уже через год оказалась распущена. В ноябре 1921 года было принято решение о создании всероссийской детской организации.[24] Несколько месяцев в Москве действовали детские группы, в ходе эксперимента были разработаны пионерские символы и атрибуты, принято название новой организации — отряды юных пионеров имени Спартака. 7 мая 1922 года в Сокольническом лесу в Москве был проведён первый пионерский костёр.

19 мая 1922 года II Всероссийская конференция Российского коммунистического союза молодёжи (РКСМ) решила распространить этот опыт на всю страну. Этот день стал днём рождения пионерской организации.[24][25] Весной 1923 года в Москве, а летом-осенью и в других регионах страны, при пионерских отрядах стали возникать группы младших детей — октябрят. 21 января 1924 года пионерская организация получила имя Владимира Ленина, а с марта 1926 года она стала всесоюзной.[10] С 18 по 25 августа 1929 года в Москве состоялся первый всесоюзный слет пионеров.[24]

Становление пионерии

Пионерская организация заимствовала многое у скаутов — организацию по отрядам, институт вожатых, церемониал, клятву, сборы у костра, элементы символики.[26][27] С 1934 года начался переход пионерской организации в школу. Были введены должности старших вожатых — руководителей пионерских дружин.[25] С тех пор пионерия строилась по принципу «класс — отряд», «школа — пионерская дружина».[28]

Пионеры (1958)
Фотохроника ТАСС

В 1930-х годах повсеместно открывались детские спортивные школы и стадионы, появлялись детские автотрассы, клубы юных моряков со своими флотилиями и пароходствами, технические, литературные, музыкальные, театральные кружки, политические клубы, клубы интернациональной дружбы, клубы юных натуралистов (юннатов), тимуровское движение, дома детской книги, картинные галереи, киностудии.[10]

Формализация пионерии

В стенах школы пионерская организация постепенно потеряла свою специфику и со временем стала частью советской государственно-бюрократической системы, в её работе появился формализм. Основные принципы деятельности детского сообщества — добровольное вхождение в организацию, самодеятельность и активное участие — сохраняли внешкольные разновозрастные коллективы, создававшиеся в домах пионеров, пионерских лагерях, ученических производственных бригадах, школах пионерского актива.[10][11]

С середины 1980-х годов предпринимались попытки реформировать пионерскую организацию.[26] После «перестройки» пионерия отказалась от политической окраски и взяла новый девиз: «За Родину, добро и справедливость».[28] На десятом Всесоюзном слёте пионеров осенью 1990 года преемником пионерской организации стал Союз пионерских организаций — Федерация детских организаций (СПО-ФДО), независимый от политических партий и движений.[24][26]

За всё время существования Всесоюзной пионерской организации в её рядах побывало более 210 млн человек.[28]

Россия

В конце 1980-х годов начался процесс самоопределения и деполитизации российского детского движения. Коренным образом изменилось законодательство: на смену партийным постановлениям, регулирующим и регламентирующим деятельность организаций, пришли государственные акты о поддержке детского движения в России.[29] Отказ от жёсткого общественно-государственного контроля способствовал активному развитию неформальных самодеятельных структур. С 1990-х годов в России создаются и законодательно поддерживаются различные детские объединения.[12]

Приём в пионеры в Центральном музее Владимира Ленина (1977)
Фотохроника ТАСС

Современность

Классификация

В соответствии с действующим законодательством России, общественное объединение — это добровольное самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан на основе общности их интересов для реализации совместных целей.[30]

В настоящее время в России действует большое число детских общественных объединений самых разных видов и форм. По территориальному охвату можно выделить общероссийские, межрегиональные, региональные и местные объединения.[30] Широко распространены детские организации на базе школ: ученические комитеты, союзы, ассоциации, «республики» и др.[12][31] Также современные детские объединения можно условно разделить и по направлениям их деятельности.[12][32][33]

  • Пионерское движение. В современном виде его представляют Международный союз пионерских организаций — Федерация детских организаций,[34] Межрегиональная организация «Пионерское содружество»,[35] региональные, местные обновлённые пионерские организации, отдельные дружины, отряды.
  • Скаутское движение. В 1990 году при поддержке зарубежных организаций началось возрождение движения скаутов в России.[36] Однако скауты оказались расколоты: в настоящее время параллельно действуют три всероссийские скаутские организации — Национальная организация российских скаутов-разведчиков, Всероссийская национальная скаутская организация и Российская ассоциация навигаторов-скаутов. Они различаются по форме, идеологии, методике работы и структурной организации.[37]
  • Историко-культурные и туристическо-краеведческие объединения. Их деятельность направлена на возрождение традиций и обычаев отечественной культуры, изучение истории страны, овладение опытом здорового образа жизни, краеведческие экспедиции. Представлено такими организациями как «Массолит»,[38] «Юные за возрождение Петербурга»,[39] программами «Путь к истокам»,[40] «Родники» и т. п.[12]
  • Военно-патриотические движения ориентированы на изучение и возрождение боевых и героических традиций народов страны, подготовку молодёжи к службе в армии, гражданское и патриотическое воспитание. Движение представляют поисковые объединения и отряды,[41] военно-патриотические объединения и организации,[42] Ассоциация военно-патриотических клубов «Стяг»,[43] клубы юных десантников, пограничников, штабы участников возрождённых военно-спортивных игр «Зарница», «Орлёнок», «Перекоп» и др.
  • Экологические объединения занимаются природоохранной деятельностью и экологическим просвещением. Сегодня в России широко распространены региональные и местные детские экологические организации. При поддержке Министерства природных ресурсов РФ создан Детский телекоммуникационный проект «Экологическое содружество».[44]
Участники краеведческо-патриотического похода в Ивановской области по местам борьбы с польскими захватчиками в 1609 году (2009)
Фото: ИТАР-ТАСС
  • Социально-реабилитационные и волонтёрские организации — широкий круг ориентированных на служение обществу движений, которые занимаются добровольческой, благотворительной деятельностью, помощью инвалидам, ветеранам и сиротам, тимуровской работой.
  • Объединения профессиональной подготовки направлены на выстраивание профессиональной карьеры. Это юные журналисты, модельеры, театралы, лётчики, географы, космонавты и т. д.[45] Заметны детские экономические организации — например, Межрегиональная общественная организация «Детский бизнес-клуб»,[46][47] союзы юных предпринимателей, детские банки и др.
  • Религиозные детские объединения — организации, деятельность которых направлена на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Например, таково детское православное движение «Вестники»,[48][49] Братство православных следопытов[50] и др.

Кроме того специалисты[12] выделяют спортивные детские общественные объединения, объединения досугового характера (самодеятельные кружки по интересам, клубы общения, любителей современной музыки и др.), а также временные общественные объединения, создаваемые для участия детей в международных, федеральных, региональных программах социально-образовательного содержания.

Ассоциации

НСМДОР

Ассоциация общественных объединений «Национальный Совет молодёжных и детских объединений России» — система координации деятельности молодёжных и детских организаций и консультаций между ними.[51]

Создан 10 января 1992 года.[52] В национальный совет входят 41 общероссийская и межрегиональная организация и 32 «Круглых стола» (Координационных советов молодёжных и детских организаций субъектов РФ).

Национальный совет является наиболее представительным профильным органом в России, признанным как в стране, так и за рубежом — Советом Европы, ООН, Европейским молодёжным форумом, Всемирной ассамблеей молодёжи и др.[51] Его основная цель — объединение усилий молодёжных и детских объединений России для реализации их интересов, защиты прав молодёжи и детей.[52]

Пионеры

Международный союз детских общественных объединений «Союз пионерских организаций — Федерация детских организаций» — одно из крупных международных объединений и самое большое детское общественное объединение, действующее на территории России.[53]

Создан 1 октября 1990 года. Стал правопреемником Всесоюзной пионерской организации. Девиз: «За Родину, Добро и Справедливость!» Активно использует и укрепляет международные связи, возникшие за многолетнюю историю пионерии. Продолжает и развивает лучшие пионерские традиции: коллективную творческую деятельность, систему коллектива и подготовки кадров и др.[45]

Членство в СПО-ФДО — коллективное. Участниками Союза могут быть любые детские общественные объединения — юридические лица.[53] У каждой из входящих в СПО-ФДО организаций собственные устав, атрибуты, символы и структура.[26] В состав СПО-ФДО входят 14 организаций и объединений из 11 зарубежных стран, Межрегиональная детская общественная организация Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Ю-Питер»,[54] Межрегиональная детская общественная организация содействия социализации детей и подростков «Деловое сотрудничество», Общероссийский союз общественных объединений «Союз детских организаций России — „Юная Россия“», Общероссийская общественная детская организация «Лига юных журналистов» и 62 региональные детские общественные организации из 46 субъектов Российской Федерации.[55]

Основные задачи СПО-ФДО — создать благоприятные условия для реализации детских проектов, защиты прав, интересов и потребностей детей, детских организаций, укрепления межнациональных и международных связей.[53]

Научный центр СПО-ФДО разрабатывает и предлагает своим членам программы работы.[26] Среди основных программ: «Детский орден милосердия» (программа совместных дел здоровых детей и детей-инвалидов), «Школа демократической культуры», «Игра — дело серьёзное», «От культуры и спорта — к здоровому образу жизни», «Мир красотой спасётся», «Древо жизни» (программа взаимодействия детской организации и семьи), «Алые паруса» (программа военно-патриотических объединений), «Каникулы», «Свой голос» (программа юных журналистов), «Экология и дети», «Познай себя», «Я и мы» (программы общения), «Рост» (программа для детей младшего школьного возраста), «Хочу делать своё дело» (программа знакомства с основами предпринимательства для детей), «Лидер», «Алёнка» (программа для девочек), «Золотая игла» (конструирование моделей одежды, народные промыслы), «Дети ради детей» (социальная защита детей в деятельности детских организаций) и др.[56]

Лагерь скаутов (РАН/С) на Истре, Московская область (2004)
Фото: ИТАР-ТАСС

Скауты

Национальная организация российских скаутов-разведчиков (НОРС-Р)

Включает Организацию российских скаутов-разведчиков (ОРЮР), Российскую ассоциацию девочек-скаутов (РАДС) и некоторые региональные скаутские организации. ОРЮР работает с 1990 года, объединяет около 2 тыс. человек в возрасте от 7 до 30 лет, ежегодно проводит около 100 лагерных сборов. Девиз членов ОРЮР: «Будь готов!», ответ: «Всегда готов!», клич ОРЮР: «За Россию!»[37]

РАДС была учреждена 29 октября 1994 года.[57] Целью организации является содействие развитию духовного, интеллектуального, физического и общественного потенциала девочек и молодых женщин как личностей и ответственных граждан страны, а также поддержка и содействие развитию движения девочек-скаутов.[58]

Всероссийская национальная скаутская организация" (ВНСО)

Включает Братство православных следопытов (БПСл), Русский союз скаутов (РСС) и некоторые региональные организации субъектов РФ. БПСл создано в 1991 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Межрегиональная общественная организация детей, подростков и молодых людей открыта для всех. Братство является основой детских церковных организаций Русской православной церкви (РПЦ) и входит во Всемирную организацию скаутского движения.[50]

РСС создан в ноябре 1993 года в Нижнем Новгороде. Основные цели организации — привить детям навыки развивающей инициативы, организаторских способностей, ответственности и возможности принимать самостоятельные решения, а также способности направлять свою деятельность на пользу общества.[59]

Российская ассоциация навигаторов-скаутов" (РАН/С)

Создана 30 января 2004 года в рамках программы «Новая цивилизация». Работает по собственной программе «Навигатор», в основе которой лежат элементы скаутского метода.[60]

НОРД «Русь»

Национальная организация добровольцев «Русь» (НОРД «Русь») зародилась в 1996 году как православно-миссионерский национально ориентированный отдел ОРЮР. В 1998 году была учреждена самостоятельная православная детская организация, которая, отказавшись от международного скаутского движения, продолжает воспитывать детей в духе любви к церкви и Родине, следуя национальному педагогическому опыту.[61]

Военно-патриотический центр (ВПЦ) НОРД «Русь» под Клином (1999)
Фото: ИТАР-ТАСС

Сейчас организация насчитывает 16 отрядов в семи регионах России, большинство из которых объединены в три дружины: «Доброволецъ» в Тверской области, «1812 год» в Обнинске и «Ставрополь-на-Волге» в Самарской области.[62] Занимается православно-патриотическим воспитанием детей и молодёжи в духе служения Богу, Родине и ближним на основе православной миссионерской педагогики.[63]

Примеры

«Общее дело»

Межрегиональная молодёжная общественная организация содействия воспитанию детей и молодёжи «Общее дело» была создана в мае 2002 года выпускниками богословских вузов. Деятельность направлена на духовно-нравственное и военно-патриотическое воспитание, интеллектуальное и физическое развитие детей и молодёжи. «Общее дело» проводит профильные лагеря, акции, издаёт методическую литературу. В проектах организации с 2002 года приняли участие более 3 тыс. человек.[64] Имеет отделения в Нижегородской и Тульской областях, Москве и Санкт-Петербурге, создаются отделения в Тверской, Воронежской, Костромской, Курской, Псковской и других областях.[65]

«Школа безопасности»

Всероссийское детско-юношеское общественное движение «Школа безопасности» было создано при содействии МЧС России в 1994 году[66] для формирования у детей и молодёжи сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, получения практических навыков действий в чрезвычайных, опасных, негативных ситуациях, гражданско-патриотического, морально-психологического и физического воспитания, пропаганды и популяризации здорового образа жизни.[67] Движение занимается популяризацией деятельности поисково-спасательных формирований, созданием кадетских корпусов, школ, классов, кружков и секций «Юный спасатель». Оно объединяет более 400 отделений и филиалов в 62 субъектах России. Общая численность участников по собственным данным ШБ — около 200 тыс. человек.[66]

«Интеллект будущего»

Общероссийская детская общественная организация Малая академия наук «Интеллект будущего» зародилась в середине 1980-х годов. Членами организации являются педагоги, стремящихся к улучшению системы образования, и одарённые дети, которые делают первые шаги в науку и стремятся к интеллектуальному развитию. С организацией сотрудничает более пяти тысяч школ, лицеев, гимназий и общественных организаций. Банк данных «Интеллект-рейтинг» охватывает более 80 тыс. учащихся из более чем 2 тыс. городов России и республик СНГ. Деятельность организации направлена на выявление и развитие творческого потенциала каждой личности, стимулирование разностороннего образования детей, создание условий для привлечения молодёжи в науку. Организация ежегодно проводит более 85 российских конкурсов.[68]

«Зелёная планета»

Общероссийское общественное детское экологическое движение «Зелёная планета»[69] создано 27 ноября 2003 года.[70] Участником движения можно стать с 8 лет. Региональные отделения действуют в 74 субъектах РФ. Членами движения являются более 1,5 млн человек и свыше 7 тыс. детских организаций.[69] Основная цель — объединение юных граждан России и детских организаций для решения экологических проблем. Сферы деятельности — экологическое образование, просвещение и воспитание, вовлечение подрастающего поколения в природоохранную деятельность, формирование здорового образа жизни.[69]

Детский орден милосердия

Региональная общественная организация инвалидов «Детский орден милосердия»[71] создана в 1996 году. Участники организации — дети, молодёжь и взрослые. По программе «Детского ордена милосердия» работают объединения в разных регионах России, все программы ордена направлены на социально незащищённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди них: «Детская социальная служба» (помощь детям-колясочникам);[72] «Бабушкины университеты» (воспитание семейных устоев и ценностей);[73] «Школа взаимной человечности» (занятия для ребят, которые хотят помогать детям-инвалидам);[74] Международный фестиваль «Детство без границ» (для детей с ограниченными возможностями); «Молодёжная мобильная служба» (помощь тяжелобольным детям).[72]

ДИМСИ

Общероссийская общественная организация «Детские и молодёжные социальные инициативы» (ДИМСИ) — волонтёрская организация, объединяющая подростков и молодёжь с активной социальной позицией, которые хотят быть полезными своей стране, людям, неравнодушных к проблемам сверстников и взрослых.[75] Создана в 1995 году, девиз: «Дружба! Милосердие! Вдохновение!» ДИМСИ имеет региональные отделения в большинстве субъектов РФ. Её членами являются более 60 тыс. человек старше 8 лет. Сферы деятельности: профориентация и вторичная занятость, культура, спорт, досуг и образование, социальная поддержка проблемных групп детей, пропаганда здорового образа жизни, гражданское и патриотическое воспитание.

Деятельность ДИМСИ строится по общероссийским программам: «Школа гражданского общества» (привлечение к активному участию в формировании гражданского общества); «Третий сектор и СМИ» (укрепление взаимодействия со СМИ); «Юное поколение выбирает книгу» (духовно-нравственное воспитание); «Диалог индивидуальностей» (организация индивидуального шефства над детьми из неполных семей и детских домов); «Трудовая инициатива» (стимулирование волонтёрской трудовой деятельности детей и молодёжи); «Врата учёности» (развитие интеллектуальных и творческих способностей); Общероссийский художественный фестиваль «Артиада народов России»; «Лидер здоровья» (пропаганда здорового образа жизни и семейных ценностей); «Возвращение к истокам» (преемственность поколений); «Юность без решеток» (профилактика правонарушений); «ДИМСИ.сеть»/«DIMSI.net» (виртуальная деятельность); «Волонтёр и общество. Волонтёр и власть» (социальное партнёрство); «Прояви инициативу — сотвори добро» (поддержка общественных инициатив детей и молодёжи) и др.[76]

Лига юных журналистов

Лига юных журналистов создана в августе 1992 года, является ассоциированным членом Союза журналистов России. Объединяет более 20 тыс. юных журналистов из 42 регионов России, которые создают более 2 тыс. региональных и школьных изданий с суммарным тиражом более 1,5 млн экземпляров, около 30 редакций региональных детских телепрограмм и 12 радиопрограмм.[77] Основная цель Лиги — дать возможность юным гражданам России выражать своё мнение, быть услышанными и понятыми обществом, влиять на социальные процессы.

Неформалы

Стихийно возникающие группы детей, объединенных общими занятиями, интересами и ценностями, как правило, называют неформальными организациями, чтобы противопоставить официально зарегистрированным детским общественным объединениям.[4] При развитости и относительной устойчивости направления и деятельности таких групп образуются соответствующие субкультуры.[78] Как замечают специалисты по молодёжным субкультурам, большинство неформалов — школьники и студенты из вполне благополучных семей,[79] они чувствуют необходимость обособиться, противопоставить привычному миру свои ценности.[78] Так, в начале 1950-х годов в США появились «битники», в середине 1960-х годов — «хиппи», «рокеры», в 1970—1980-е годы — «панки» и т. д.[4]

Сбор ролевиков-толкиенистов (2005)
Фото: ИТАР-ТАСС

Ролевики

Толкиенисты — поклонники творчества английского писателя Джона Толкиена (англ. John Tolkien) — устраивают ролевые игры по описанным в книгах Толкиена сюжетам, называя себя именами его персонажей, представителями различных вымышленных рас (людьми, гномами, энтами, орками, гоблинами, хоббитами, эльфами и др.).[80]

Первую в России ролевую игру по книге «Властелин колец» провёл летом 1990 года[81] красноярский Клуб любителей фантастики. Эта игра дала начало появлению «движения Хоббитских игрищ», ролевых игр по Толкиену. Вскоре московская газета Клуба самодеятельной песни «Менестрель» объявила о выходе сборника стихов на толкиенистскую тематику «Эглерио». Появились первые клубы ролевых игр — «Город мастеров» в Москве, «Белая дорога» в Уфе.[82]

Современные ролевые игры проходят по разным историческим эпохам — от Средневековья до Великой Отечественной войны, а также фантастическим сюжетам культовых фильмов и книг.[79] При подготовке игры группа мастеров выбирает сюжет, создает правила. Игра занимает 2—3 дня. Как правило, во время игры бывает несколько лагерей по 5—20 человек, в каждом из которых есть «правитель» и «народ». Игроки (вернее, их персонажи) в соответствии с сюжетом «воюют», «мирятся», «интригуют», «женятся», «умирают» и т. д. Слово «толкиенист» в движении ролевиков непопулярно, им обычно называют подростков.[82]

В 1992 году на базе движения ролевиков появилось историческое фехтование, воссоздающее рыцарские турниры по правилам ХV века. С 1997 года историческое фехтование является официальным видом спорта и входит в Федерацию фехтования.[82]

Аниме

Основную массу детско-подросткового крыла ролевого сообщества составляют фанаты аниме (англ. anime, японской анимации) и манга (англ. manga, японских комиксов). Первые аниме-клубы в России появились в конце 1990-х — начале 2000-х годов. Фанаты аниме делятся на поклонников различных стилей — «юри», «яой», «кавайи», «хентай». Сегодня существует несколько ответвлений субкультуры.[83]

«Махо седзе» (девочки-волшебницы), в частности, «муняшки» (поклонники мультсериала «Сейлор Мун») — это, как правило, девушки до 18 лет, ведущие себя инфантильно, красящие волосы в неестественные яркие цвета (жёлтый, красный, синий) и одевающиеся в стиле японской школьницы (белые гольфы, короткая плиссированная юбка, сандалии и т. д.). «J-рокеры» увлекаются японской музыкой. «Покемончики» — фанаты мультсериала «Покемоны». И т.д.[83]

Как отмечает РИА «Новости», многие интернет-сайты аниме имеют вполне определённую гомосексуальную направленность, как женскую, так и мужскую.[83]

Готы в московском клубе «Точка» (2002)
Фото: ИТАР-ТАСС

Готы

Готы — молодые люди и девушки в одежде преимущественно тёмных тонов, с мрачным макияжем, обилием украшений и аксессуаров в средневековом стиле с рунами, иероглифами и магической символикой, в том числе браслетами, ошейниками с шипами, обильным пирсингом.[79][78] Мировоззрение готов — это мистический романтизм, поиск красоты в самых мрачных вещах и явлениях. Поэтому в их одежде и интерьерах преобладает чёрный цвет. Субкультура готов — это прогулки по кладбищам, мрачные анекдоты и истории про вампиров, готический рок и классика.[79]

Готическая субкультура эклектична и разнообразна: в ней встречаются христианские, египетские и кельтские мотивы, вампирская эстетика и оккультизм. Основной знак — египетский анк, символизирующий вечную жизнь. Для готов типичны украшения, отсылающие к образу смерти, например всевозможные черепа и гробы.[80] Существует несколько разновидностей готов:[80]

  • Готы-панки носят кожаные куртки, рваные джинсы и украшают себя английскими булавками.
  • Готы-андроиды пытаются скрыть свою половую принадлежность, сильно гримируются, носят кожаные ошейники, высокие каблуки и корсеты.
  • Готы-язычники носят мешковатую одежду, плащи и капюшоны, не красят волосы и носят деревянные и каменные руны.
  • Готы-фетишисты любят обтягивающую одежду из кожи или латекса и наносят вызывающий макияж.
  • Киберготы украшают себя микросхемами, шестерёнками и проводами, волосы красят в яркие цвета, например в зелёный или голубой.
  • Романтик-готы не придерживаются чёрного цвета, носят костюмы викторианской эпохи и делают сложные «исторические» причёски.

Реальную агрессию готы проявляют крайне редко. Гораздо чаще они сами становятся объектами агрессии.[79]

Студенты-эмо в ночном клубе (2008)
Фото: ИТАР-ТАСС

Эмо

Эмо (англ. еmo, сокращение от «эмоциональный») — особый вид музыки, основанной на сокрушительно сильных эмоциях в голосе вокалиста. Отличительные особенности этого стиля — манера вокала, включающая в себя визг, плач, стоны, шёпот. В середине 2000-х годов стала популярной субкультура «эмо», она выражается в моде на соответствующую одежду и образ жизни.[84] В одежде «эмо» преобладает сочетание чёрного и розового цветов, украшения в виде черепов, очень узкие джинсы, кеды, часто пирсинг.[85] Отличительная особенность «эмо» — косые разноцветные чёлки и многочисленные значки. Мировоззрение «эмо» — свобода в выражении эмоций, пацифизм, инфантилизм. Предпочитают эмоционально окрашенную музыку, как правило слезливые баллады о любви, боли и смерти.[79]

Перспективы

В развитии детского движения в современной России эксперты видят серьёзные проблемы: отсутствие единой методической службы, малочисленность новых детских общественных объединений, утрата налаженных систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, проблемы финансового обеспечения. На федеральном уровне нет единого исполнительного органа, объединяющего представителей всех или большинства ныне действующих организаций.[86]

По заказу Министерства спорта, туризма и молодёжной политики России в 2009 году было проведено социологическое исследование «Детское общественное движение в России как инструмент влияния на качество будущего человеческого капитала». В результате выяснилось, что 83 % учащихся 4—11-х классов не вовлечены ни в какие детские организации. 7 % детей являются участниками туристических объединений, 5 % — члены детских общественных организаций, а ещё 5 % входят в неформальные движения.[87]

С января по октябрь 2009 года агентством «Юнпресс» и СПО-ФДО была проведена интернет-дискуссия,[88] в которой приняли участие более 80 тыс. человек в возрасте от 10 до 17 лет. Обнаружилось, что 48 % её участников убеждены, что детское движение должно быть союзом многообразных самостоятельных организаций, ещё 46 % видят детское движение объединением всех детей в одной организации. 64 % опрошенных считают, что управлять этой организацией должны совместно дети и взрослые. Более 90 % убеждены, что деятельность организации должна строиться с учётом интересов детей и быть полезной для людей. 70 % выступают за государственную материальную поддержку детских организаций.[88][32]

Последнее обновление этой страницы 5 июля 2010 года.

Мнения

Взрослые

Детские организации — это полностью самостоятельный социальный институт. Институт, который прежде всего даёт ребятам возможность реализации разнообразных социальных ролей. И это нормально, когда ребёнок или подросток пробует себя в различных профильных объединениях, пока не найдёт именно своё. Или вообще отвергнет всё и будет искать собственный путь.

Алексей Волохов, зампредседателя Международной федерации детских общественных организаций, доктор педагогических наук, профессор. Учительская газета, № 08, 2003 год.

Организация должна вовлечь, в первую очередь, социально активных детей, а впоследствии её усилия должны быть направлены на то, чтобы «уводить» детей и подростков с улицы, проводить работу по предупреждению правонарушений и наркомании среди подростков.

Валентина Иванова, сопредседатель Всероссийского педагогического собрания. Страна.ру, 27 марта 2008 года.

Существующее многообразие детских общественных объединений — свершившийся факт. Именно признание права выбора объединения за ребёнком, зафиксированное в Конвенции о правах ребёнка, делает невозможной монополию какой-либо организации на всё детское население нашей страны или отдельную её часть. Зачастую, выступая инициаторами той или иной модели общественного объединения детей без участия в разработке этой модели самих ребят, взрослые существенно ограничивают ребячью инициативу, вызывая с их стороны пассивность, равнодушие, социальную дискомфортность, некритичность.

Елена Чепурных, замминистра образования РФ. Учительская газета, № 24 (9949), 10 июня 2003 года.

Основной смысл детских движений — развитие навыков, недостаточно развиваемых семьёй и школой: коммуникации, умения взаимодействовать с людьми. Подростки нуждаются в общении между собой, и с помощью этого общения их можно научить более эффективному взаимодействию — руководить, подчиняться, просто общаться. В школе общение и обучение более формальное, подобного опыта оно не даёт.

Роман Александров, председатель совета Организации российских юных разведчиков. РИА Новости, 11 марта 2010 года.

Я уверен, что детские организации в школе нужны, именно в школе, в первую очередь. Конечно, вне школы тоже. Но не в таком виде, как это было тогда. Тогда они были политизированными… Но организацию, которая именно учитывает детские устремления, а у них есть свои устремления, мы должны создавать. Дети хотят объединиться…

Шалва Амонашвили, академик Российской академии образования, доктор педагогических наук. Эхо Москвы, 18 апреля 2004 года.

Дети

Мы — совсем другие. У нас другая музыка, другой стиль жизни, другой менталитет. Мне кажется, что у пионерии, такой как прежде, будущего нет. Очень бы хотелось, чтобы взрослые наконец-то обратили на нас внимание, задумались и поняли, что же нам нужно. А нам нужна новая детская организация. Было бы так здорово её создать.

Екатерина Маслакова, ученица 9-го класса. Вечерний Ставрополь, 19 мая 2009 года.

У меня открылось много новых способностей. Например, я научилась делать разные поделки, игрушки, открытки. А ещё мне понравился коллектив. Было интересно общаться с другими ребятами.

Оксана Чухно, член организации «Детский орден милосердия». Сайт РООИ «Детский орден милосердия».

Скаутские принципы — это, в первую очередь, добровольчество, это личный выбор… Это и приключения, и социальная деятельность, и управленческая деятельность.

Элла Полякова, зампредседателя ростовской Ассоциации навигаторов-скаутов. Вести, 28 августа 2007 года.

См. также

Источники

  1. 1.0 1.1 Конвенция о правах ребёнка. — Официальный сайт ООН.
  2. Материалы к парламентским слушаниям. — Сайт СПО-ФДО.
  3. 3.0 3.1 Детская общественная организация. — Терминологический словарь библиотекаря на сайте Российской национальной библиотеки.
  4. 4.0 4.1 4.2 4.3 Неформальные объединения детей и молодёжи. — Терминологический словарь библиотекаря на сайте Российской национальной библиотеки.
  5. Возраст человека. — Большая советская энциклопедия.
  6. Подростковый возраст. — Психология развития. Словарь.
  7. Юность. — Психология развития. Словарь.
  8. Конституция РФ. — Официальный сайт Президента России.
  9. Гребенкина, Л.; Аджиева, Е.; Еремкина, О. Педагогика. — Сайт Рязанского государственного университета.
  10. 10.0 10.1 10.2 10.3 10.4 Иторический обзор возникновения и развития системы внешкольного образования в Москве. — Сайт Департамента образования города Москва.
  11. 11.0 11.1 11.2 Штейнберг, Е. Педагог и подростки: трудности и радости совместного бытия. — Сайт Разновозрастного отряда «Надежда».
  12. 12.0 12.1 12.2 12.3 12.4 12.5 Мальцева, Э. Детское движение в России. Уроки истории. — Вестник Удмуртского университета, выпуск 9, 2005 год.
  13. Словарь по гуманитарной экологии. — Сайт проекта «BioSpace» Института эволюционной физиологии и биохимии имени И. М. Сеченова.
  14. Агальцов, А. Птичья столовая. — Наука и жизнь, № 2, 2001 год.
  15. 15.0 15.1 Майские союзы. — Сайт проекта «Игуменский парк».
  16. 16.0 16.1 Горяшко, А. День птиц. — 1 сентября. Биология, № 14 (592), 8 апреля 2001 года.
  17. 17.0 17.1 Соколов, Р. Краткий очерк истории общественно-педагогического движения. — На стороне подростка, № 3, 2004 год.
  18. Соколов, Р. В поисках «настоящей социальной педагогики». — На стороне подростка, № 3, 2004 год.
  19. Шацкий Станислав Теофилович. — Терминологический словарь библиотекаря на сайте Российской национальной библиотеки.
  20. Национальная кампания по празднованию 100-летия детского движения России. — Официальный сайт Национального Совета молодёжных и детских объединений России.
  21. 21.0 21.1 21.2 Организация Российских Юных Разведчиков. — Сайт скаутов-разведчиков России.
  22. К вопросу о дате возникновения скаутского движения в России. — Сайт скаутов-разведчиков России.
  23. 23.0 23.1 Легендарный Баден-Пауэлл. — Учительская газета, № 03 (10032), 25 января 2005 года.
  24. 24.0 24.1 24.2 24.3 24.4 Из истории Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. — Сайт СПО-ФДО.
  25. 25.0 25.1 Страницы истории детского движения Москвы. — Вожатый века, № 3, осень 2006 года.
  26. 26.0 26.1 26.2 26.3 26.4 Демина, И. Будь готов! Всегда готов! — Учительская газета, № 20 (10049), 17 мая 2005 года.
  27. Алексеев, В. Пионерское движение. — Сайт ассоциации военно-патриотических клубов «Стяг».
  28. 28.0 28.1 28.2 Пионерская организация. История, атрибутика, легенды. — РИА «Новости».
  29. Федеральный закон о государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений. — Официальный сайт компании «Консультант Плюс».
  30. 30.0 30.1 Федеральный закон «Об общественных объединениях». — Официальный сайт компании «Консультант Плюс».
  31. Детская организация. — Учительская газета № 46 (10231), 11 ноября 2008 года.
  32. 32.0 32.1 «О перспективах развития детского общественного движения в Российской Федерации». — Официальный сайт Совета Федерации РФ.
  33. Булдакова, У. Роль детских общественных объединений в формировании гражданственности и патриотизма. — Гражданское общество — детям России.
  34. СПО-ФДО. — Официальный сайт СПО-ФДО.
  35. Общие сведения о детских общественных объединениях субъектов Российской Федерации. — Сайт Федерального координационного центра развития кадрового потенциала молодёжной политики.
  36. В Карелии пройдет Всероссийский слет скаутов. — Страна.ру, 1 августа 2007 года.
  37. 37.0 37.1 Cкаутские организации России и международные организации. — Сайт скаутов-разведчиков России.
  38. Массолит. — Интернет выставка НКО.
  39. Юные за возрождение Петербурга. — Дополнительное образование в Санкт-Петербурге.
  40. Путь к истокам. — Официальный информационный сервер Томской области.
  41. Поисковые объединения и отряды. — Сайт «Патриоты России».
  42. Военно-патриотические объединения. — Сайт «Патриоты России».
  43. Стяг. — Сайт ассоциации военно-патриотических клубов «Стяг».
  44. Географическое распространение участников проекта. — Сайт детского телекоммуникационного проекта «Экологическое содружество».
  45. 45.0 45.1 Мариничева, О. Алексей Волохов: Мы выжили. И нас это тревожит. — Учительская газета, № 8, 2003 год.
  46. Борзенков, Р.; Семёнова, И. Экзамен амбициям сдали подростки из 24 регионов страны. — Российская газета, 29 августа 2000 года.
  47. Менеджер со школьной парты. — Учительская газета № 33, 1997 год.
  48. В Высоко-Петровском монастыре прошел IV слёт детского православного движения «Вестники». — Православие.ру.
  49. Вестники. — Православный образовательный портал «Слово».
  50. 50.0 50.1 Братство православных следопытов. — patriarchia.ru.
  51. 51.0 51.1 Национальный Совет молодёжных и детских объединений России. — Интернет выставка НКО.
  52. 52.0 52.1 История Национального совета. — Сайт Национального Совета молодёжных и детских объединений России.
  53. 53.0 53.1 53.2 «Что такое СПО-ФДО?» — Официальный сайт СПО-ФДО.
  54. Межрегиональная детская общественная организация Санкт-Петербурга и Ленинградской области Ю-Питер. — Интернет выставка НКО.
  55. Детские организации и объединения — члены СПО-ФДО. — Официальный сайт СПО-ФДО.
  56. Международная федерация детских организаций. — Информационно-аналитический портал «Наследие».
  57. Возрождение девичьего движения в России. — Сайт Ассоциации девочек-скаутов России.
  58. Цели, задачи и предмет деятельности организации. — Сайт Ассоциации девочек-скаутов России.
  59. История РСС. — Сайт Русского союза скаутов.
  60. Российская ассоциация навигаторов-скаутов. — Сайт скаутов-разведчиков России.
  61. История и идеология НОРД «Русь». — Сайт НОРД «Русь».
  62. Единицы и соединения Организации. — Сайт НОРД «Русь».
  63. Список всех молодежных России. — Всероссийский студенческий информационный портал.
  64. Об организации. — Сайт организации «Общее дело».
  65. Региональные отделения. — Сайт организации «Общее дело».
  66. 66.0 66.1 Школа безопасности. — Сайт «Культура безопасности жизнидеятельности».
  67. Всероссийское движение «Школа безопасности» как система воспитания личностных качеств молодёжи. — «Основы безопасности жизнедеятельности», № 10, 2009 год.
  68. Общероссийская детская общественная организация Малая академия наук «Интеллект будущего». — Интернет-выставка НКО.
  69. 69.0 69.1 69.2 Движение и его деятельность. — Официальный сайт Общероссийского общественного детского экологического движения.
  70. Устав общероссийского общественного детского экологического движения «Зелёная планета». — Официальный сайт Общероссийского общественного детского экологического движения.
  71. Взаимная человечность — образ жизни Детского ордена милосердия. — Сайт РООИ «Детский орден милосердия».
  72. 72.0 72.1 Наши программы. — Сайт РООИ «Детский орден милосердия».
  73. Бабушкины университеты. — Сайт РООИ «Детский орден милосердия».
  74. Школа взаимной человечности. — Сайт РООИ «Детский орден милосердия».
  75. О нас. — Официальный сайт ДИМСИ.
  76. Программы ДИМСИ. — Официальный сайт ДИМСИ.
  77. О Лиге юных журналистов России. — Мультипортал Юнпресс.
  78. 78.0 78.1 78.2 Новоселова, Е. Дети декаданса. — Российская газета, № 3329, 24 октября 2003 года.
  79. 79.0 79.1 79.2 79.3 79.4 79.5 Блинкова, Б. Неформалы нашего времени. — Известия, 27 марта 2009 года.
  80. 80.0 80.1 80.2 Надрова, Е. Нашествие готов. — Российская газета. Неделя, № 3839, 5 августа 2005 года.
  81. Коц, А. Сказки для взрослых. — Российская газета. Неделя, № 4076, 26 мая 2006 года.
  82. 82.0 82.1 82.2 Кияйкин, А. «Перееханные» Толкиеном, или Ещё раз о плащах и деревяшках. — Учительская газета, № 20, 2001 год.
  83. 83.0 83.1 83.2 Молодёжные субкультуры. Справка. — РИА Новости, 21 февраля 2008 года.
  84. Новосёлова, Е. Девушка и смерть. — Российска газета, № 4621, 26 марта 2008 года.
  85. Политики воспитывают новых пионеров. — НТВ, 20 мая 2007 года.
  86. Время тревоги и надежды. — Учительская газета № 24 (9949), 10 июня 2003 года.
  87. Пряхина, Е. Детям больше всего не хватает денег и приключений. — Известия, 3 ноября 2009 года.
  88. 88.0 88.1 Опрос-диалог «Каким быть детскому движению?» — Мультипортал Юнпресс.

Дополнительно

Загружается, подождите...
Рубрики этой статьи: Развлечения Общество
Мы в России У наших там У ненаших Судьбы Деньги Угрозы Развлечения
Политика Экономика Общество Криминал Персоналии Культура Отдых

© Поисковые технологии. Все права защищены.

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

О сайте Правовая информация Реклама на сайте Связаться с нами